Оксана Кузякив, исполнительный директор Института экономических исследований и политических консультаций, проанализировала роль гражданского общества в реформе украинской таможни в статье для 4Liberty.eu.

В Украине проходят амбициозные структурные реформы, направленные на укрепление демократических институтов и защиты прав человека, установление верховенства закона и развитие современной рыночной экономики. Таможенная реформа входит в число ключевых реформ в политической повестке Украины на 2019 год.

Это очень сложная реформа; это затрагивает различные интересы, которые иногда противоречивы даже среди представителей одной и той же группы или слоя общества. Тем не менее, на этот раз есть все основания говорить об успехе, потому что гражданское общество, которое традиционно является двигателем успешных перемен в стране, будет вовлечено в это дело.

После нескольких лет неудачных попыток реформировать таможню, в 2019 году у Украины появился еще один шанс «перезапустить» таможню. Реализация таможенной реформы является одним из требований МВФ, необходимость проведения таможенной реформы в 2019 году является частью согласованного решения 5-го заседания Совета ассоциации Украина-ЕС. В то же время, опросы бизнеса показывают, что украинский бизнес поддерживает институциональную реформу таможенных органов.

Таможенная реформа имеет много акционеров с разными и даже противоречивыми интересами. Позвольте мне привести простой пример.

В январе 2019 года бизнес столкнулся с ситуацией, когда таможенное оформление остановилось на многих таможенных постах. Представители бизнес-ассоциаций объяснили причину такой ситуации незаконным давлением на бизнес с целью повышения таможенной стоимости груза, что вызвало задержки. В свою очередь, сотрудники таможни отмечают, что меры, ведущие к задержке таможенного оформления, являются эффективным средством борьбы с контрабандой и серым импортом.

Обе стороны правы. Уровень нормативного давления все еще высок. По данным опроса, проведенного МЭО в рамках Диалога проекта по упрощению процедур торговли в 2018 году 1 , 3 9% импортеров жалуются на сложности таможенного законодательства, 23% экспортеров говорить о таможенной бюрократии .

В то же время оценки Министерства экономического развития и торговли показывают, что 40% экономической активности в Украине происходит в тени. Проблема контрабанды и «серого импорта» является одной из наиболее важных. Кроме того, согласно опросу, упомянутому выше, коррупция на таможне является препятствием для ведения бизнеса в каждом четвертом внешнеторговом бизнесе.

Такой калейдоскоп интересов образует разные группы акционеров таможенных реформ. Существуют три большие группы заинтересованных сторон: бизнес, занимающийся внешней торговлей, государственные органы, отвечающие за вопросы таможни и таможни, и гражданское общество как движущая сила перемен в стране .

Первая группа – бизнес, занимающийся внешней торговлей. Основная цель этого игрока – упростить таможенные процедуры, снизить их стоимость, что в конечном итоге должно привести к снижению затрат на ведение бизнеса и, соответственно, увеличению прибыли компании. Эта группа не является однородной.

Подгруппа 1 – это «белый» бизнес. Этот бизнес работает по правилам, заинтересован в упрощении процедур и правил, но также заинтересован в том, чтобы все члены сектора соблюдали одни и те же правила.

Подгруппа 2 – это так называемый «серый бизнес». Это бизнес, который нарушает правила с помощью различных «квази-правовых» механизмов, включая искусственное снижение таможенной стоимости или повторную классификацию товаров.Из-за этого этот вид бизнеса получает какое-то сравнительное преимущество перед бизнесом, соответствующим правилам. Обычно такие нарушения правил требуют тесной «связи» ссотрудниками таможни, что является ярким примером коррупции .

Подгруппа 3 – это «нелегальный бизнес» – бизнес, который перемещает запрещенные товары через границу.

Вторая группа – представители органов государственной власти. Эта группа также состоит из двух больших подгрупп. Одним из них являются представители органов власти, ответственных за формирование и реализацию таможенной политики с целью сбора доходов в государственный бюджет. К ним относятся Министерство финансов, Государственная фискальная служба и недавно созданная Государственная таможенная служба.

Другая подгруппа – представители силовых и правоохранительных органов. В частности, это Служба безопасности Украины, которая отвечает за борьбу с преступлениями, затрагивающими экономическую безопасность страны, такими как контрабанда определенных групп товаров, и Национальной полицией, представители которой с августа 2018 года могут присутствовать на таможенных постах и ​​иметь право проверить груз.

Третья группа – гражданское общество.Гражданское общество заинтересовано в продвижении реформ в Украине, борьбе с коррупцией, создании благоприятной деловой среды. Общество в целом является бенефициаром таможенной реформы, потому что реформа будет способствовать благосостоянию различных слоев населения . Это создаст благоприятную бизнес-среду, которая будет способствовать экономическому росту, увеличению поступлений в бюджет и созданию новых рабочих мест.

Предыдущие попытки провести таможенную реформу не увенчались успехом именно из-за личных интересов и отсутствия диалога между всеми заинтересованными сторонами.Опросы IER показывают, что бизнес не чувствует себя вовлеченным в диалог;в 2017 году 76% опрошенных фирм заявили, что они не участвовали в диалоге с властями по вопросам упрощения процедур торговли , в 2018 году 80% предприятий, участвовавших в опросе, полагали, что они не были включены в диалог по вопросам упрощения процедур торговли.

В начале 2019 года появились признаки того, что ситуация изменится. Правительство извлекло уроки и в настоящее время пытается привлечь к диалогу различные заинтересованные стороны. Министерство финансов сформировало рабочую группу с участием заинтересованных сторон для обсуждения плана реформы.

Кроме того, гражданское общество как инициатор реформы занимает активную позицию в этом вопросе. В 2018 году в рамках проекта «Диалог по упрощению процедур торговли» 2 была запущена Общественная инициатива по прозрачной и справедливой таможне под руководством Института экономических исследований и политических консультаций (IER). Инициатива объединила 18 организаций гражданского общества из разных регионов Украины. Инициатива направлена ​​на мониторинг реализации таможенной реформы и содействие диалогу между властями, бизнесом и другими заинтересованными сторонами в реализации институциональной реформы таможни.

Однако недавние консультации с представителями бизнес-ассоциаций, в которых участвовал IER, показывают, что не все заинтересованные стороны хорошо информированы и включены в диалог.

Поэтому общественный контроль за разработкой и реализацией реформы остается актуальной проблемой. Задачей здесь будет дальнейшее участие ОГО в таком диалоге. Такое участие станет значительным вкладом в качество и успех реформы.

С другой стороны, участие в диалоге покажет ОГО хороший пример того, как преуспеть в усилиях по сотрудничеству.


1  IER (2019): Упрощение процедур торговли в Украине: оценка и ожидания бизнеса.Аналитический отчет, Киев 2019 (на украинском)

2  Проект «Диалог по упрощению процедур торговли» был реализован в 2014–2018 годах Институтом экономических исследований и политики, при финансовой поддержке Европейского союза и Международного фонда возрождения /

Оксана Кузякив
Оксана Кузякив
Исполнительный директор Института экономических исследований и политических консультаций (IER) в Киеве, Украина

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *