Белоруссия. Как закрытые границы повлияли на жизнь в регионе

От пандемии, карантина и закрытых границ страдают многие отрасли экономики. Жители приграничного Гродно в полной мере ощутили на себе все “прелести” новой реальности.

Областной центр, расположенный вблизи границ с двумя европейскими государствами, можно считать чуть ли не центром приграничных движений. Бизнес многих горожан, как легальный, так и не совсем, был тесно связан с границей.

Спрос есть, но законодательство не позволяет

В новых реалиях первыми без работы остались перевозчики, организующие шоп-туры и трансферы из Гродно в Польшу и Литву. Теперь маршрутки, которые возили людей по магазинам и аэропортам, в большом количестве стоят на парковках по всему городу.

Заместитель директора фирмы “ЗЕТ” Геннадий рассказал, что регулярный рейс, который уже давно осуществляла их фирма, временно отменен по большей части из-за ограничений, принятых белорусской стороной.

“Даже после закрытия границ ежедневно осуществлялось пассажирское сообщение. Был спрос, который есть и сейчас. Но из-за существующих разногласий в польском и белорусском законодательствах осуществлять перевозки стало практически невозможно”.

Всему виной постановление Совмина от 25 марта 2020 года №171, в соответствии с которым граждане, прибывшие в Беларусь из стран, где регистрируются случаи инфекции COVID-19, в течение 14 календарных дней со дня прибытия в Беларусь должны находиться в самоизоляции в домашних условиях и не подлежат последующему пропуску через границу РБ до истечения срока самоизоляции.

Исключение — только для водителей, выполняющих международные перевозки грузов. Водители автобусов в этот список не входят.

“По польскому законодательству действие карантина не распространяется на водителей международных автобусов. В Беларуси, получается, что после каждого рейса водитель должен 14 дней находиться в самоизоляции. Обращались в Министерство транспорта. Министерство тоже предлагало внести в этот список водителей международных автобусов, но Совет Министров посчитал, что водитель автобуса контактирует с людьми и может быть переносчиком инфекции”.

“Сегодня (разговор состоялся 23 апреля. — Прим. ред.) завезли людей в Польшу, и водитель по возвращении попал на карантин. Предыдущий заказной рейс фирма осуществляла 13 апреля”.

Геннадий отмечает, что при возможности их фирма готова ездить в Польшу ежедневно. “Но у нас нет столько водителей, чтобы после каждого рейса отпускать их на 14 дней на карантин. Да и не каждый захочет после двухчасового рейса две недели сидеть дома”.

По словам замдиректора, по сей день есть стабильный спрос на такие рейсы: “Первые дни было больше желающих вернуться из Польши, а теперь, наоборот, все больше людей хочет уехать в Польшу на работу. Многие работодатели предоставляют жилье на время карантина, чтобы люди потом могли приступить к работе”.

Директор фирмы “ЗЕТ” Сергей Яскевич, говорит, что он, как и многие, ожидает окончательного проекта поддержки со стороны государства. По его словам, за март выплаты в бюджет уже внесены, платили по-старому.

“Пока поблажки есть только со стороны банка — позволили перенести погашение основного долга на более поздний срок. Арендодатели тоже немного идут навстречу. В остальном пока ждем. Хотелось бы, чтобы было как в Польше, где водители автобусов имеют право работать без карантина”.

“Сначала думали, что просто пойдем в отпуск”

На условиях анонимности нам удалось пообщаться с человеком, не первый год занимающимся контрабандой сигарет. Изначально новость о закрытии границ он, как и многие его “коллеги”, воспринял как возможность сходить в отпуск на пару недель, но все оказалось не так.

“Контрабандистов условно можно поделить на три категории, — объясняет собеседник. — “Профессионалы” — те, для кого занятие контрабандой является единственным источником дохода. Именно они сейчас оказались в самой сложной ситуации. В лучшем случае у некоторых есть, например, квартира, которая сдается в аренду, или жена, которая ходит на работу. Но есть и такие семьи, которые остались совсем без источника дохода. Кто-то понял, что границы откроют еще не скоро, и через месяц вынужденного отдыха пошел в такси или на другую работу, чтобы хоть что-то заработать.

Проще тем, кто занимался контрабандой, но при этом имел какой-то параллельный бизнес или работу. Хотя, как правило, контрабанда у таких и была основным источником заработка, но без средств существования люди не остались.

Меньше всего пострадали “любители”, для кого перевозка сигарет, топлива или товаров являлась лишь дополнительным заработком”.

В любом случае, по словам нашего собеседника, закрытие границ очень сильно повлияло на жизнь в регионе.

“Так или иначе на приграничном бизнесе зарабатывали тысячи людей. Это ведь не только те, кто возит сигареты, но и те, кто торгует ими оптом, люди занимаются перевозкой товаров как для предпринимателей, так и на заказ”.

VAT себе плюс платная доставка

Услуги по доставке товаров из польских магазинов и с интернет-площадок пользуются большой популярностью. Среди таких предпринимателей есть существенная конкуренция, некоторые из них ранее не брали дополнительные деньги за доставку, оставляя себе только VAT (НДС). Теперь же и они стали брать деньги за доставку — сроки при этом увеличиваются, но заказать многие вещи до сих пор вполне реально. Часть перевозчиков приостановила работу.

Как удалось выяснить в разговоре с одним из таких бизнесменов, теперь товар перевозят через границу с помощью водителей большегрузов. При необходимости VAT на водителя оформляют посредники в самой Кузнице.

Естественно, такое могут позволить себе не все, кто занимался данным ремеслом, а наиболее крупные игроки рынка доставки, у которых сотрудники — по обе стороны границы. Правда, привезти что-либо габаритное в это время действительно очень сложно.

Источник

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *