Рябикин: “Цель реформы – превращение Гостаможни в сервисную службу”

Необходимость реформирования Государственной таможенной службы Украины очевидна. О реформе таможни неоднократно заявляли руководители государства и правительства, этот вопрос был вынесен на заседание Совета национальной безопасности и обороны. Необходимость коренных изменений осознает и большинство работников Гостаможслужбы, для которых эффективность работы и репутация ГТС не являются пустым звуком.

Цель реформы – превращение Гостаможни в хорошо отлаженную сервисную службу европейского уровня, ориентированную на потребности клиентов, на максимальную прозрачность и автоматизацию процедур досмотра, на минимальную толерантность к коррупции.

Запускаются программы упрощения таможенных процедур для надежных бизнес-клиентов (АЕО) и совместного транзита (NCTS), на постах устанавливается новое оборудование. Речь идет о минимизации человеческого фактора, о создании надежного комплекса предохранителей от коррупции. Создается новая система контроля за работой персонала, внедряются информационно-аналитические системы для сбора и анализа коррупционных рисков, перекрестные проверки эффективности антикоррупционных мероприятий.

Но основным компонентом реформирования Гостаможенной службы остается кадровая реформа. Минимизация человеческого фактора касается именно таможенных процедур. Но в модернизации, в становлении качественно новой украинской таможни люди играют ведущую роль. Люди высококвалифицированные и добросовестные, доказавшие свою порядочность и профпригодность.

Процесс реформирования ГТС затянулся – и без оперативной кадровой реформы его не завершить. Основной инструмент этой кадровой реформы – тестирование персонала Государственной таможенной службы. С апреля все сотрудники после комплексной проверки знаний будут переведены на контрактную форму работы в ГТС как едином юридическом лице на полугодичный испытательный срок.

Для чего это делается? Контрактная система четко определит рамки служебных обязанностей сотрудников, будут введены дополнительные методы контроля. В частности, в будущем и прохождение детектора лжи при служебных расследованиях для предотвращения коррупционных правонарушений. Национальное антикоррупционное бюро, с которым мы подписали меморандум, включится в процесс детекторного контроля и предоставит необходимую помощь. А за год мы планируем создать собственную службу контроля.

Это своего рода “кнут” контрактной системы, но есть и весомый мотивационный “пряник”. Переход на контракты позволит уже в текущем году поднять рядовым инспекторам-контрактникам зарплату в полтора раза – до 650-700 у.е. в пересчете на гривни. А в 2022 году планируем поднять ее до 1000-1500 у.е.

Вносим предложение создать спецфонд бюджета, куда бы направлялись все средства от того, что было конфисковано по факту правонарушений. При этом часть этих средств должна идти на стимулирование сотрудников, зафиксировавших правонарушение.

Сотрудники ГТС волнуются за свое будущее, что естественно при грядущих серьезных изменениях. Однако тревожиться у знающих и добросовестных работников причин нет. Тестирование – это общепринятая европейская практика, которая качественно улучшила работу таможен в странах Запада. И программы тестирования мы разрабатывали с поддержкой европейских и американских экспертов.

В тестировании сотрудников – три составных. Первая – знание персоналом таможенного и антикоррупционного законодательства (эти задания уже опубликованы на сайтах Гостаможни и Минфина). Вторая – на общие способности: решение математических и логических задач, на вербальный интеллект. Третья – измерение личностных факторов благонадёжности, его прохождение – это не гарантия добропорядочности, но это свидетельство потенциала тестируемого в этом отношении.

Оценка ответов будет вычисляться по 5 шкалам с использованием нескольких контрольных алгоритмов, что не позволит фальсифицировать ответы. С высокой долей вероятности сможем определить людей с высоким риском нарушения организационных правил, совершения правонарушений.

Закономерный вопрос – “а судьи кто”? Все члены комиссий предварительно пройдут тестирование на благонадежность, чтобы иметь моральное право оценивать своих коллег. Предусмотрено участие независимых наблюдателей – представителей международных донорских организаций и дипломатических учреждений.

В течение 3 недель тестирование пройдут более 10 тыс. сотрудников Гостаможенной службы. И комиссии примут объективные решения – о переведении в юрлицо ГТС, причем особо отличившихся и с повышением, или о дальнейшем обучении тех, кто продемонстрировал способности к этому. Или же в зависимости от результатов тестирования будет определена иная должность и иное направление работы сотрудника. Например, работа с документооборотом, которая оградит сотрудника от коррупционных искушений, а таможню – от коррупционных рисков.

Поэтому бояться тестирования не стоит – оно пройдет объективно и прозрачно, согласно европейским нормам. У большинства сотрудников Гостаможни есть все необходимые качества, чтобы успешно выполнить тесты.

Точно так же не стоит бояться полиграфа и НАБУ тем, кому нечего скрывать.

А от кадрового балласта и коррупционеров Государственной таможенной службе пора избавляться – и важные шаги после заседания СНБО в этом направлении уже сделаны, на основании письма Управления внутренней безопасности ГТСУ более чем к 100 сотрудникам применены дисциплинарные процедуры с временным отстранением от исполнения служебных обязанностей.

Иначе не преодолеем негативные традиции, которые формировались десятилетиями.

И к Европе не приблизимся…

Павел Рябикин, глава Государственной таможенной службы Украины на Цензор.НЕТ
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

Цей сайт використовує Akismet для зменшення спаму. Дізнайтеся, як обробляються ваші дані коментарів.